Оценка технического состояния (техническое освидетельствование - ТО): комплекс работ по проверке технического состояния аттракциона в течение назначенного срока службы (назначенного ресурса) с использованием визуального, измерительного, неразрушающего и других методов контроля на соответствие требованиям эксплуатационной и нормативной документации (в части, которая к нему применима, исходя из года его изготовления), с целью определения возможности его дальнейшей безопасной эксплуатации на определенный период.
Аккредитованная испытательная лаборатория ООО «ЭЦ «МАСРСТАР» занимается проведением предрегистрационной, плановой (ежегодной) и внеплановой оценки технического состояния аттракционов, проводит оценку технического состояния детских игровых площадок, а также сертифицирует спортивные объекты.
Штрафные санкции от 300 000 рублей
за несвоевременное прохождение сертификации аттракционной техники
В России виды, периодичность и порядок проведения технического освидетельствования аттракционов определены национальным стандартом ГОСТ Р 56065 - 2014 «Оценка технического состояния. Продление срока службы».
оценка технического состояния аттракциона, приобретенного впервые, проводимое аккредитованной испытательной лабораторией (центром), после его монтажа с целью постановки на государственный учет (срок - до ввода в эксплуатацию)
оценка технического состояния, проводимая аккредитованной испытательной лабораторией (центром) по достижению срока, установленного по результатам предыдущей проверки (срок - не реже 1 раза в 12 месяцев)
оценка технического состояния, проводимая аккредитованной испытательной лабораторией (центром) после устранения эксплуатирующей организацией: последствий внештатных ситуаций, выявленных дефектов и (или) неисправностей (или признаков, свидетельствующих о возможном возникновении этих неисправностей), замены критичных компонентов или ремонта ответственных узлов (срок - при вторичном вводе аттракциона в эксплуатацию после ремонта, аварии)
комплекс мероприятий, заключающийся в проведении работ по оценке текущего технического состояния аттракциона отработавшего назначенный срок службы (назначенный ресурс), с целью продления срока эксплуатации с пассажирами (пользователями) на определенный период (срок - при истечении назначенного срока службы аттракциона указанного в эксплутационной документации).
в случае, если в эксплуатационной документации срок службы не указан, то для аттракционов на основании Закона "О защите прав потребителей" срок службы принимается равным 10 годам (с момента ввода аттракциона в эксплуатацию первым владельцем/эксплуатантом, а если момент ввода аттракциона в эксплуатацию установить невозможно, с даты изготовления аттракциона).
Техническому освидетельствованию подлежат все механизированные и немеханизированные аттракционы:
состав документов может меняться в зависимости от биомеханического риска и года выпуска аттракциона. Подробно об эксплуатационной документации можно ознакомиться на странице - Часто задаваемые вопросы
Отвечает:
Позиция нашей организации – идентификация продукции проводится БЕСПЛАТНО.
Любое заинтересованное лицо может обратиться к Руководителю органа по сертификации с официальным запросом на проведение идентификации продукции, входящей в область аккредитации органа по сертификации. При этом к запросу должны быть представлены копии эксплуатационной документации, при необходимости фотографии продукции или другие сведения о продукции (если они являются существенными при определении степени потенциального биомеханического риска RB).
По результатам проведенной идентификации в адрес заинтересованного лица будет направлен ответ в виде письма, оформленного на бланке организации.
Отвечает:
Техническое освидетельствование всегда проводится только с выездом специалистов испытательной лаборатории на место установки аттракциона, т.к. при этом требуется проводить измерения и натурные испытания.
Оцениванию подвергается техническое состояние аттракциона, соответствие ограждений, вспомогательных устройств безопасности и системы допуска, а также выполнение эксплуатантом организационных мер, обеспечивающих безопасную эксплуатацию аттракциона (ведение журналов, наличие приказов о назначении ответственных лиц, наличие и соответствие информационных щитов и табличек и пр.).
Отвечает:
Покупка нового аттракциона, а под «новым» понимается аттракцион, впервые* выпущенный в обращение на рынке Союза (подробно см. в конце данной темы) требует от покупателя наличия определенных знаний:
1. Аттракцион, если он относится к любой из степеней потенциального биомеханического риска [высокой (RB-1), средней (RB-2), низкой (RB-3)] должен сопровождаться действующим на момент покупки документом, подтверждающим его соответствие обязательным требованиям, а именно:
2. Проверить статус действия сертификата или декларации можно:
а) на официальном сайте Росаккредитации (ФСА) в соответствующем разделе:
для чего в открывшемся по ссылке окне следует ввести в поисковое поле информацию о номере сертификата или декларации, например, как показано ниже:
Примечание – Номер сертификата или декларации условно состоит из 2-х частей, первая из которых является неизменяемой (обозначает к какой обязательной сфере относится данный документ и его вид - сертификат «С», декларация «Д») и второй - информационной, в которой заложены уникальные сведения о конкретном документе, так например:
Таким образом в поисковое поле следует вводить ту часть номера, которая находится после знака «тире»).
б) с ноября 2020 года сертификаты и декларации снабжены кодом быстрого наведения (QR), который срабатывает при наведении на него камеры смартфона (если на нем установлено специальное бесплатное приложение). В этом случае информация с сайта ФСА будет доступна сразу (без процедуры входа в соответствующий раздел и ввода номера искомого документа).
Статус документа «действующий» обозначается знаком «зеленая галочка», как показано ниже:
Примечание – Если данную запись выделить и кликнуть мышкой, то открываются подробные сведения о продукции (должны совпадать с бумажной версией документа). При наличии расхождений верными считаются сведения, указанные на сайте ФСА.
3. Проверить на аттракционе наличие информационной (заводской) таблички изготовителя (минимальный состав сведений, указанный в п.75 ТР ЕАЭС 038/2016: наименование и место нахождения (адрес) изготовителя и (или) продавца/ поставщика; наименование и (или) обозначение аттракциона (тип (номер) модели); заводской номер изделия; месяц и год изготовления).
4. Проверить наличие единого знака обращения продукции на рынке Союза «ЕАС» (ВНИМАНИЕ - Этим знаком должен быть маркирован сам аттракцион и эксплуатационная документация, поставляемая вместе аттракционом !!!).
5. Проверить эксплуатационные документы (ЭД), что в минимальном объеме сводится к следующему:
а) Определить по степени RB вид документа:
Примечание – Руководство по эксплуатации должно быть на любой аттракцион (остальные документы, например «Инструкции» могут быть оформлены в виде отдельных самостоятельных документов, либо как разделы включены в Руководство по эксплуатации).
б) Сличить название (обозначение, если применимо) аттракциона, его заводского номера и даты изготовления, указанные в заводской табличке с теми сведениями, которые указаны в ЭД, а также в договоре и бухгалтерских документах (ВНИМАНИЕ – требуется точное совпадение!!!);
в) Сравнить предоставленные на бумажном носителе эксплуатационные документы сначала со списком, который указан в Формуляре/ Паспорте (где должен быть специальный раздел «Прилагаемая документация»), а затем с перечнем, который указан в сертификате или декларации (в том поле, где приведены документы, на основании которых был выдан сертификат или принята декларация) (ВНИМАНИЕ – должно быть полное совпадение комплектности);
г) Убедиться, что должным образом оформлен раздел Формуляра/ Паспорта «Свидетельство о приемке» (а также другие второстепенные свидетельства, например «Свидетельство об упаковывании»), указаны: заводской номер аттракциона, дата его изготовления, наличие печати (если имеется у организации) и личные подписи ответственных лиц. (ВНИМАНИЕ – без этих атрибутов ЭД считается недействительной и в дальнейшем будет считаться грубым нарушением требований ТР ЕАЭС 038/2016 уже со стороны эксплуатирующей организации!!!);
д) Удостовериться, что в Руководстве по эксплуатации (либо выполненных в виде отдельных ЭД «Инструкций») приведена информация:
е) Проверить в Формуляре/ Паспорте раздел «Технические данные и требования» на наличие показателей (и их значений) на основании которых аттракциону была присвоена степень RB (высота Н для биомеханического воздействия вида «Подъем или спуск с высоты», линейная скорость V для воздействия «Перемещение со скоростью», высота Н и углы наклона кресел a, ß, γ для воздействия «Подъем или спуск с высоты в кресле с наклоном». Кроме того, в Формуляре/ Паспорте должна быть приведена ссылка на сертификат или декларацию о соответствии (вписан номер и даты действия).
6. Проверить в сертификате и декларации следующие сведения:
а) Протокол сертификационных испытаний должен быть выдан аккредитованной испытательной лабораторией (аккредитация должна быть получена в национальной системе аккредитации, т.е. в Росаккредитации);
Примечание – Дата выдачи протокола должна находиться в пределах 1 года до даты регистрации декларации и при условии, что на момент регистрации декларации эта аккредитованная испытательная лаборатория имеет действующий статус и включена в единую национальную часть (НЧ).
б) Если аттракцион механизированный (тоже касается немеханизированных надувных аттракционов), то в его составе имеются части (например электродвигатели, насосы, вентиляторы и пр.), которые должны иметь документы, подтверждающие их соответствие требованиям других технических регламентов (например ТР ТС 004/2010, ТР ТС 020/2010, ТР ТС 010/2010 и пр.), поэтому эти сертификаты/ декларации должны быть указаны в сертификате/ декларации на аттракцион, а их копии предоставлены покупателю (либо в виде самостоятельных копий, либо включены в качестве приложений к Формуляру/ Паспорту);
в) В поле «Дополнительные сведения» должны быть указаны не только обозначение и наименование ГОСТов, но и сами пункты, на соответствие которым был подтвержден аттракцион (это очень важно, т.к. все требования стандартов выполнить не возможно и кроме того, позволяет судить о том все ли обязательные требования, применимые к данному аттракциону, были подтверждены).
Примечание - Бывают случаи, когда несоответствие аттракциона обязательным требованиям обнаруживается при проведении технического освидетельствования перед его постановкой на учет в Гостехнадзоре. Тогда, эксплуатация аттракциона запрещается до момента устранения выявленных несоответствий, одно дело если эксплуатант может их устранить (но при этом следует понимать, что это потеря времени и денег), и совсем другое дело, если требуется кардинальное вмешательство в конструкцию аттракциона (что категорически запрещено!). Рекомендуем прописывать такие риски в договорах купли-продажи, чтобы у эксплуатирующей организации была возможность вернуть деньги за контрафактный товар без особых судебных проволочек.
7. Проанализировать состав Формуляра / Паспорта на соответствие требованиям, изложенным в Приложениях 5 и 6 к ТР ЕАЭС 038/2016.
Подводя итог под выше сказанным, рекомендуем, во-первых, применять на практике основные правила предпродажной проверки предполагаемой сделки (хотя бы в рамках изложенного материала) и во-вторых, понимать, что изготовители или поставщики аттракционов принимают декларации самостоятельно на основе собственных представлений об этой процедуре (иногда даже без знания требований стандартов). Поскольку все контрольные действия со стороны государства начинаются с эксплуатантов, то все выявленные нарушения (и штрафные санкции) возлагаются в первую очередь на них (в этом смысле они не дифференцируются на нарушения, которые допущены самими эксплуатирующей организацией и нарушения изготовителей), в дальнейшем эксплуатантам предлагается самостоятельно обращаться в суд с исками к изготовителям или поставщикам.
Примечание – Исходя из правоприменительной практики штрафы достигают размеров 400-600 тыс. рублей.
* Выпуск аттракционов в обращение – поставка или ввоз аттракционов (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью их распространения на территории Евразийского союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (Глава II ТР ЕАЭС 038/2016).
Следовательно, аттракционы, впервые выпускаемые в обращение, это аттракционы, в отношении которых процедура купли-продажи между изготовителем / продавцом и первым эксплуатантом совершается в первый раз.
Отвечает:
Для начала нужно разобраться с видами эксплуатационных документов (ЭД), их номенклатурой и степенью обязательности разработки.
ГОСТ Р 2.601 «ЕСКД. Эксплуатационные документы», определяет требования ко всем видам эксплуатационных документов.
Примечание – Ссылки на ГОСТ 2.601, как на основополагающий, есть во всех стандартах, область применения которых распространяется на аттракционы. Например, в п.5.11 ГОСТ 33807-2016 «Безопасность аттракционов. Общие требования» прямо указано, что ЭД должны быть выполнены в соответствии с требованиями данного стандарта.
Согласно Таблице 1 «Виды эксплуатационных документов» (п. 5.1.2 ГОСТ Р 2.601) установлены следующие виды ЭД и их содержание (объем сведений):
Вид документа | Определение |
---|---|
Руководство по эксплуатации | Документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей |
Инструкция по монтажу, пуску,регулированию и обкатке изделия | Документ, содержащий сведения, необходимые для монтажа, наладки, пуска, регулирования, обкатки и сдачи изделия и его составных частей в эксплуатацию на месте его применения |
Формуляр | Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения, отражающие техническое состояние данного изделия, сведения о сертификации и утилизации изделия, а также сведения, которые вносят в период его эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие данные) |
Паспорт | Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, а также сведения о сертификации и утилизации изделия |
Инструкции эксплуатационные специальные | Документы, содержащие специальные требования, относящиеся к использованию по назначению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, хранению, транспортированию и утилизации, оформленные в виде самостоятельных частей ЭД или в виде приложений к ним |
Примечание – Здесь опущены те виды ЭД, которые либо не применяются для аттракционов, либо их применение носит исключительный характер и в обычной практике не встречается
Согласно Таблице 2 «Номенклатура эксплуатационных документов» (п. 5.2.1 ГОСТ Р 2.601):
Код документа | Наименование документа | Степень обязательности разработки документа | Дополнительное указание |
РЭ | Руководство по эксплуатации | ° | РЭ может быть выполнено в виде интерактивного электронного технического руководства |
ИМ | Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия | ° | ИМ составляют на монтаж, пуск, регулирование и обкатку изделия на месте его применения и в случае, если эти требования нецелесообразно или невозможно изложить в РЭ |
ФО | Формуляр | • | Документ составляют на изделия, в период эксплуатации которых необходимо вносить сведения о значениях основных параметров и характеристиках (свойствах) изделия, отражающих техническое состояние данного изделия и/или данные о процессе эксплуатации (длительности и условиях работы, данные о проведении технического обслуживания, ремонта и другие данные) |
ПС | Паспорт | • | ПС составляют на изделия, для которых объем необходимых для эксплуатации данных и основных показателей незначителен и в период эксплуатации которого нет необходимости вносить сведения о значениях и/или подтверждении этих показателей |
ИС | Инструкции эксплуатационные специальные | ° | Документы составляют на изделия, для которых в течение времени эксплуатации следует выполнять специальные требования, относящиеся к использованию по назначению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, хранению, транспортированию и утилизации |
Условные обозначения: • - документ обязательный; °- необходимость разработки документа устанавливает разработчик. Примечание - В зависимости от назначения изделия, условий эксплуатации и объема помещаемых сведений в обязательном порядке составляют либо ФО, либо ПС, либо включают один из этих документов в объединенный ЭД. |
Согласно положениям п.5.2.4 ГОСТ Р 2.601: «…В зависимости от особенностей изделия, объема сведений по нему и условий эксплуатации допускается:
- разделять документ на части в соответствии с ГОСТ Р 2.105;
- разрабатывать объединенные ЭД (допускается выпускать на изделие один ЭД).
Объединенному ЭД присваивают наименование и код вышестоящего документа, приведенного в таблице 2.
Степень деления ЭД на части, разделы, подразделы и пункты определяет разработчик изделия в зависимости от объема помещаемых в ЭД сведений…».
Поэтому, в настоящее время ЭД на аттракционы могут быть:
Аттракционы | |
Изготовленные до 18.04.2018 | Впервые выпущенные в обращение с 18.04.2018 |
Вариант № 1 - Формуляр (или Паспорт)* |
|
Вариант № 2 – Руководство по эксплуатации (объединенный документ), который включает в себя все сведения Формуляра/Паспорта | |
Вариант № 3 – Формуляр (Паспорт) и Руководство по эксплуатации | |
Примечания: | |
* вид ЭД определяется ГОСТами, область применения которых распространяется на определенный вид или тип аттракционов | Вид обязательных ЭД установлены требования ТР ЕАЭС 038/2016 |
Деление специальной информации на другие самостоятельные эксплуатационные документы зависит от сложности аттракциона и определяется изготовителем аттракциона |
Таким образом, если в комплект поставки аттракциона, изготовленного до вступления в силу ТР ЕАЭС 038/2016 (до 18.04.2018) не входило Руководство по эксплуатации, то инспекторы Гостехнадзора не могут требовать от эксплуатанта наличия такого документа.
В качестве дополнения к вышесказанному обращаем внимание на то, что если в требованиях нормативных документов (ГОСТов и ТР ЕАЭС 038/2016) приведены формулировки в виде «содержание ЭД» или «минимальный состав ЭД», то это означает «объем представляемой информации», а не «список» или «перечень».
Отвечает:
Подпунктами д) – ж) пункта 18 Правил предусмотрено, что для государственной регистрации аттракциона эксплуатант (или его представитель) предъявляет в орган гостехнадзора эксплуатационные документы (далее – ЭД), а именно: «Паспорт аттракциона» или «Формуляр аттракциона», «Руководство по эксплуатации аттракциона», «Руководство по техническому обслуживанию и ремонту аттракциона».
Поскольку ЭД являются неотъемлемой частью аттракциона, то требования к их содержанию изложены в Техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016). Обеспечение соответствия аттракционов обязательным требованиям безопасности могут быть выполнены изготовителем аттракциона либо выполнением требований ТР ЕАЭС 038/2016 непосредственно, либо выполнением требований стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного технического регламента. Все стандарты на аттракционы, в которых изложены требования к ЭД, в свою очередь ссылаются на ГОСТы Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), которыми необходимо руководствоваться при разработке и выпуске ЭД.
Согласно положениям п. 5.2 ГОСТ 2.601 «ЕСКД. Эксплуатационные документы», в зависимости от особенностей изделия, объема сведений по нему и условий эксплуатации допускается разрабатывать ЭД, объединенные в один документ, так и в виде комплекта отдельных документов. Более того в таблице 2 данного стандарта, где представлена номенклатура ЭД, «Руководство по техническому обслуживанию и ремонту» как самостоятельный документ не значится, поскольку эта информация должна быть приведена в «Руководстве по эксплуатации» (РЭ). Разработчик ЭД может для удобства использования оформить специальные требования, относящиеся к техническому обслуживанию и текущему ремонту изделия, в виде самостоятельной части ЭД (как приложение к РЭ). Так же ЕСКД устанавливает требование к объему таких составных частей ЭД (если текст документа составляет менее 17 листов, то он не оформляется). Кроме того, в РЭ на немеханизированные аттракционы информация о техническом обслуживании в ряде случаев вообще может быть сведена к двум требованиям: защита металлоконструкции от коррозии (зачистка поверхности и ее окраска) и к затягиванию болтовых соединений.
Таким образом, требованиями ТР ЕАЭС 038/2016 установлено обязательное наличие таких ЭД на аттракцион (вне зависимости от особенностей изделия) как: Паспорт / Формуляр и Руководство по эксплуатации, остальные документы оформляются разработчиком исходя из его собственных представлений о целесообразности их создания и специфики аттракциона.
Исходя из вышеизложенного, следует, что «Руководство по техническому обслуживанию и ремонту аттракциона» предоставляется в органы гостехнадзора в виде отдельного документа только в том случае, если он входит в комплект поставки данного аттракциона.
Отвечает:
Методические рекомендации экспертов
Определение степени потенциального биомеханического риска аттракционов
ТР ЕАЭС 38/2016 предусматривает деление аттракционов на четыре степени потенциального биомеханического риска (далее – степень риска или RB), а именно:
RB-1 (высокая), RB-2 (средняя), RB-3 (низкая), RB-4 (ничтожная).
Для того, чтобы корректно определить степень риска аттракциона необходимо провести исследовательскую работу, которая заключается в последовательном выполнении следующих действий (этапов):
Шаг 1 - Определение вида воздействия
Необходимо установить все виды биомеханических воздействий, которым подвергается пользователь аттракциона в процессе получения развлекательной услуги.
Приложением № 2 к ТР ЕАЭС 038/2016 предусмотрено три вида биомеханического воздействия:
Примечание 1 – В ТР ЕАЭС 038/2016 используется только термин «пассажир(ы), однако, поскольку область применения технического регламента распространяются как на механизированные, так и на немеханизированные аттракционы, то словосочетание «пассажир аттракциона» является обобщающим. Деление на «пассажир» или «посетитель (пользователь)» условное, т.к. «пассажирами» принято называть пользователей механизированных аттракционов, а посетителями – пользователей немеханизированных.
Примечание 2 – Далее по тексту будет использоваться термин «пассажир», чтобы разъяснения «совпадали» с формулировками, принятыми в техническом регламенте, но по факту следует применять ту терминологию, которая определена стандартами на аттракционы.
Шаг 2 – Определение величины биомеханического воздействия
Для каждого из установленных видов воздействий необходимо определить его величину. Значение величины воздействия должно быть указано в эксплуатационной документации (ЭД). В случае отсутствия показателя в ЭД, требуется провести его измерение.
Примечание – Измерения для целей установления степени риска аттракциона имеют право проводить только аккредитованные испытательные лаборатории (центры).
Шаг 3 – Определение степеней риска (RB) для каждого выявленного биомеханического воздействия
В разделе I Приложения № 2 к ТР ЕАЭС 038/2016 приведена таблица, где каждому из трех видов биомеханического воздействия соответствует своя «шкала оценок». Посредством сравнения паспортных (фактических) значений показателей аттракциона «Н», «V», «Н и a, ß, γ» с табличными определяется степень RB для каждого вида биомеханического воздействия, создаваемого данным аттракционом.
Примечание – Под паспортными (фактическими) значениями понимают показатели, установленные для конкретного аттракциона (вне зависимости от того в паспорте или формуляре они указаны, либо получены при измерениях).
Рассмотрим определение степени риска для каждого воздействия:
I. Перемещение со скоростью
Присвоение аттракциону степени риска по виду воздействия «Перемещение со скоростью (V)» обычно не вызывает никаких затруднений, т.к. необходимо установить какое условие является верным для искомого показателя.
Скорость |
V > 20 м/с |
10 ˂ Н ≤ 20 м/с |
3 ˂ Н ≤ 10 м/с |
Степень риска |
RB-1 |
RB-2 |
RB-3 |
(высокая) |
(средняя) |
(низкая) |
II. Подъем или спуск с высоты
ВАЖНО! Для начала следует исключить понятие направлений «вверх» (подъем) и «вниз» (спуск), т.к. необходимо оценить «абсолютную» величину «Н» - т.е. вертикальное расстояние, на которое перемещается пассажир в процессе работы аттракциона.
ВНИМАНИЕ! Величина воздействия определяется исключительно в тех «границах», в которых происходит принудительное перемещение пассажира, т.к. это следует из главы II ТР ЕАЭС 038/2016, где указано: «биомеханическое воздействие - воздействие на пассажиров сил, связанных с их перемещением» |
Таким образом, оценке подлежит некая величина «H», которая возникает между двумя условными точками, а именно - между исходным положением пассажира в то время, когда он подвергся подъему/ спуску (h1) и когда это воздействие на него прекратилось (h2), в математическом выражении это можно записать как равенство:
Тогда, для воздействия «Подъем или спуск с высоты (Н)» степень риска (RB) устанавливается исходя из выполнения следующих условий:
Высота |
Н > 8 м |
2 ˂ Н ≤ 8 м |
0,4 ˂ Н ≤ 2 м |
Степень риска |
RB-1 |
RB-2 |
RB-3 |
(высокая) |
(средняя) |
(низкая) |
III. Подъем или спуск в кресле с наклоном
Для аттракционов, в процессе работы которых происходит наклон кресла (поворот вокруг своей оси), в отличие от предыдущего случая, оценка воздействия, связанного с наклоном кресла, осуществляется при следующих значениях высоты (Н):
Высота |
Н ≥ 3 м |
2 ˂ Н ≤ 3 м |
0,4 ˂ Н ≤ 2 м |
При этом помимо высоты (Н) учитываются:
Проиллюстрируем это используя рисунки к Приложению № 2 к ТР ЕАЭС 038/2016.
для степени RB-3 | ||
наклон вперед (рис.1) | наклон назад (рис.2) | наклон набок (рис.3) |
ВАЖНО! Углы «a» (вперёд) и «γ» (набок) оцениваются по положению сиденья кресла, а угол ß (назад) относительно спинки сиденья - это связано с тем, что при запрокидывании пассажира назад, в пределах угла 0÷95о спинка кресла выполняет роль удерживающего устройства, поскольку препятствует выпадению пассажира.
Примечание – Угол наклона кресла определяется относительно его оси вращения.
Необходимо усвоить то, что значение углов наклона кресел (a, ß, γ) оцениваются исключительно в «рамках» той колонки таблицы, для которой установлен диапазон высоты (Н) – это означает приоритет высоты над любым значением угла.
Высота |
Н ≥ 3 м |
2 ˂ Н ≤ 3 м |
0,4 ˂ Н ≤ 2 м |
Угол наклона |
135 ˂ a ≤ 180о |
45 ˂ a ≤ 135о |
10 ˂ a ≤ 45о |
135 ˂ ß ≤ 180о |
105 ˂ ß ≤ 135о |
95 ˂ ß ≤ 105о |
|
120 ≤ γ ≤ 180о |
60 ≤ γ ≤ 120о |
30 ˂ γ ≤ 60о |
|
Степень риска |
RB-1 |
RB-2 |
RB-3 |
(высокая) |
(средняя) |
(низкая) |
Шаг 4 – Определение степени риска (RB) аттракциона
Среди всех воздействий необходимо выделить тот вид, которому соответствует наибольший показатель, это и будет степень (RB) аттракциона.
Дополнительная информация:
В данном разъяснении, в отношении углов наклонов кресла аттракциона, специально были применены иллюстрации, где рисунки из Приложения № 2 к ТР ЕАЭС 038/2016 были приведены частично (без выносных линий с обозначением «Н»). Это было сделано намерено, т.к. именно эти линии, начинающиеся от некой заштрихованной поверхности и заканчивающиеся у разных частей тела условного пассажира, больше всего вводят аудиторию в заблуждение:
В любом случае, получить «стабильные» результаты измерений невозможно.
Также, сомнению подлежит такой аспект как то, что измерения проводятся от какой-то плоскости (и непонятно это земля или платформа, на которой происходит посадка/ высадка пассажиров). Поскольку биомеханическое воздействие это принудительное перемещении пассажира по заданной траектории или внутри ограниченного пространства, то на рисунках должна была бы представлена некая ∆, означающая разницу высот в процессе оказывания воздействия.
ПРИМЕРЫ определения RB аттракционов
Пример № 1:
Допустим, что надувной аттракцион, где горка расположена в пределах игровой платформы (надувного батута) имеет следующие технические характеристики:
Иллюстрация 1 к примеру № 1 |
Примечание – Иллюстрация выполнена на основе рисунка 4 ГОСТ Р 53487-2009 «Безопасность аттракционов. Оборудование надувное игровое. Требования безопасности. Методы испытаний»
Решение:
1) Определение видов биомеханических воздействий
При пользовании данным аттракционом на посетителей оказываются следующие виды биомеханических воздействий:
а) «Спуск с высоты» (Н1) - при скатывании с горки;
б) «Подъем и спуск с высоты» (Н2) - при прыжках на надувной игровой платформе (батуте);
в) «Перемещение со скоростью» (V1 и V2) - при скатывании с горки и при прыжках на батуте.
2) Определение величин биомеханических воздействий и их степеней
H1 = h1 –h2
Для того, чтобы это наглядно представить высоту (H1) воспользуемся иллюстрацией к примеру (см. выше). В ГОСТ Р 53487-2009 под h1 понимается высота свободного падения горки, но поскольку необходимо определить воздействие «спуск», а не «падение», то следует определить вертикальное расстояние между «точкой», где начинается воздействие высоты на пользователя и «точкой», где оно заканчивается. Поэтому, из высоты расположения стартового участка горки (h1) необходимо вычесть высоту игровой платформы (h2), т.к. в этом месте наклонная поверхность переходит в горизонтальную, тогда:
H1 = h1 –h2 = 5,0 – 0,6 = 4,4 м
Высота спуска (H1) равна 4,4 м, что соответствует RB-2 (т.к. выполняется условие 2 ˂ Н ≤ 8 м).
Рассмотрим воздействие «Подъем и спуск с высоты» (Н2) при прыжках на игровой платформе (надувном батуте).
Здесь под высотой (Н2) понимается «амплитуда прыжка», т.е. вертикальное расстояние между наивысшим положением пользователя при прыжке и нижней «точкой» его возможного приземления на надувную оболочку с учетом её прогиба под его тяжестью (см. иллюстрацию 2).
Иллюстрация 2 к примеру № 1 |
Сложность заключается в том, что получить конкретное значение данного показателя невозможно, т.к. амплитуда прыжка зависит от субъективных факторов, а именно от массы (веса) пользователя и его личного «вклада» в результат. Поскольку надувными аттракционами могут пользоваться дети в возрасте до 14 лет, то можно считать, что амплитуда прыжка не может быть более 2 м.
Таким образом, высота подъема и спуска (H2) менее 2 м, что соответствует RB-3 (т.к. выполняется условие 0,4 ˂ Н ≤ 2 м).
Для аттракционов данного типа такой показатель как скорость не указывается в эксплуатационной документации, т.к. главной опасностью является травмирование пользователя в результате его падения за пределы аттракциона. Однако, определить скорость можно путем прямых измерений, либо установить расчетным путем, воспользовавшись формулой
, где L – длина, которую преодолел пользователь при спуске с горки,
Т – время, которое было затрачено на спуск.
Длина «пути» нам известна, т.к. L = l1 + l2 = 8 + 2,5 = 10,5 м
В среднем время спуска с горок такой высоты занимает 3÷5 секунды, тогда
При скорости перемещения пользователя V1 ≤ 3,5 м/с, данное воздействие соответствует степени RB-3 (т.к. выполняется условие 3 ˂ V ≤ 10 м/с).
Вывод:
По результатам оценки выявленных степеней риска – наибольшее воздействие на пользователей создается при спуске с горки. Таким образом, рассматриваемый аттракцион относится к средней степени потенциального биомеханического риска (RB-2).
Пример № 2:
Рассмотрим несколько вариантов механизированных аттракционов на которых происходит наклон пассажирского кресла, так как именно этот вид воздействия на пассажиров является наиболее сложным при определении степени риска аттракциона.
Допустим, что на аттракционе происходит подъем пассажирского кресла на высоту (Н), на которой происходит наклон кресла.
Вариант А:
Н = 0,6 м, угол наклона вперед a = 120°.
Решение:
Поскольку подъем кресла осуществляется на высоту 0,6 м, то выполняется условие 0,4 ˂ Н ≤ 2 м, поэтому угол наклона оценивается по «колонке» RB-3 и рисунку 1 Приложения № 2 к ТР ЕАЭС 038/2016.
Вот как это будет выглядеть на иллюстрации:
Иллюстрация к примеру № 2, вариант А |
Несмотря на то, что угол a = 120°, аттракцион относится к степени RB-3, т.к. происходит подъем на высоту 0,6 метров и при этом в какой-то момент времени угол будет находиться в пределах 10÷45о(значение высоты превалирует над значением угла, т.к. в противном случае в этом виде воздействия вообще не было бы смысла оценивать высоту).
Примечание – Этот принцип определения воздействия «Подъем или спуск в кресле с наклоном» применяется для всех видов и значений углов a, ß, γ.
Вариант Б:
Н = 0 м, угол наклона назад ß = 145°.
Решение:
Аттракцион относится к степени RB-4, т.к. отсутствует подъем кресла относительно его исходного положения, происходит только его поворот (наклон) вокруг точки крепления.
Примечание – Это же применимо для аттракциона, если Н меньше 0,4 метров.
Вариант В:
Н = 3,5 м, угол наклона набок γ = 15°.
Решение:
Поскольку угол наклона γ составляет 15°, которые не входят в диапазон значений, предусмотренный для оценки воздействия «Подъем в кресле с наклоном», то степень риска аттракциона соответствует средней степени риска (RB-2), т.к. определяется по воздействию «Подъем на высоту» для Н = 3,5 м.